Dividend Payout Ratio — что показывает, как его использовать
Успешный инвестор должен разбираться во многих нюансах биржевой торговли, дивидендах, купонах, мультипликаторах, чтобы суметь адекватно оценить потенциальную доходность и риски. В этой статье мы рассмотрим коэффициент «Payout Ratio», который важен для тех, кто покупает дивидендные акции.
Что такое коэффициент Payout Ratio простыми словами
Dividend Payout Ratio (сокращённо DPR или PR) — это коэффициент, показывающий процент от чистой прибыли направляемый на выплату дивидендов. Измеряется чаще всего в процентах.
[PR] = [Dividend per share] / [Earnings per share] × 100%
Где:
- Dividend per share — размер дивиденда на акцию;
- Earnings per share (EPS) — прибыль на одну акцию;
Дивиденды — это выплата акционерам с прибыли бизнеса. В зависимости от дивидендной политики компании могут выплачивать разный процент или не выплачивать вообще.
Payout Ratio может быть больше 100%. При этом такое случается довольно часто особенно у западных компаний, которые являются «дивидендными аристократами». Сохранить этот статус крайне важно, поэтому компания готова платить дивиденды в долг.
Дивидендные аристократы (Dividend Aristocrats) — это компании со стабильными выплатами дивидендов из года в год. Считается, что каждый год размер выплаты должен превышать предыдущей, а непрерывная серия выплат более 20 лет.
Часто выплату дивидендов делают исходя из из размера свободного денежного потока (англ. Free Cash Flow). Это деньги, которые остаются после вычета капитальных затрат и инвестиций в оборотный капитал.
Какую информацию PR может дать акционерам
Показатель «Payout Ratio» может показать насколько компания способна платить дивиденды. Если этот показатель лежит ниже 70%, то это считается комфортным уровнем. Вероятнее всего дивидендам компании ничего не угрожает, даже в случае кризиса.
Если Payout Ratio близок к 100%, то есть большие риски, что дивиденды могут быть понижены. Компания ходит на грани.
При выборе западных компаний можно обратить внимание, что многие аристократы приближаются к критическим значениям 80-90% PR. Например, JNJ, Coca Cola. При этом прибыли этих компаний уже не растут.
Российские компании чаще всего выплачивают дивиденды от чистой прибыли. Поэтому их размер может сильно изменяться из года в год. На западном рынке принято не снижать выплаты, а только наращивать их.